Все юристы волгоградской областиМеню
«Главная моя цель – это воспитание молодого поколения юристов»
Доктор юридических наук, профессор, ректор НОЧУ ВО «Волгоградский гуманитарный институт» 
Дерюгина Татьяна Викторовна – о методиках подготовки квалифицированных юристов
«Главная моя цель – это воспитание молодого поколения юристов»

Татьяна Викторовна, почему Вы выбрали именно юридическую сферу, чем Вас привлекло преподавание?

Изначально мне хотелось защищать права граждан, поэтому я поступила на юридический факультет. Во время обучения я поняла, что защищать права, несомненно, очень важно, но также важно и то, чтобы сами специалисты знали законы и умели применять их на практике, а для этого необходимо подготовить грамотного юриста. В связи с этим, определила для себя, что главная моя цель - это обучение и воспитание молодого поколения юристов.

Изначально Вы предполагали, что станете практикующим юристом?

Собственно говоря, я даже занималась практикой в своё время -  была адвокатом. На самом деле, мне очень понравилось практиковать, но, тем не менее, замечая некоторые недостатки в правовых знаниях у специалистов, все же склонялась к тому, что необходимо восполнить этот пробел.

Какие дисциплины вы преподаёте?

Я специализируюсь на цивилистике, преподаю гражданское право, в сферу моих интересов также входят проблемы предпринимательского права.

Чем Вас привлекает это направление в юридической отрасли?

В первую очередь, именно в этой сфере решается большинство вопросов, связанных с имущественными и личными неимущественными правами граждан. Во-вторых, гражданское право достаточно сложная отрасль, имеющая значительную специфику, где источниками являются тысячи нормативно-правовых актов, что усложняет процесс правоприменения, поэтому не так много юристов, которые в нем хорошо разбираются.

Какими вопросами из научной области Вы сейчас занимаетесь?

Сфера моих интересов связана с теоретическими вопросами гражданского права, в настоящее время я занимаюсь проблемами принципов права. Научный интерес обоснован тем, что принцип является основополагающим началом, на котором строится вся система права. Он является тем фундаментом, который определяет направление правового регулирования в целом.

Привлекают мое внимание и проблемы пределов осуществления права. В последнее время законодатель ввел значительное количество новых пределов, сформулировав их в императивных нормах. И это очень интересная область для изучения. Возникает множество вопросов: Какие социально-экономические причины вызывают данные изменения? К каким правовым последствиям это приведет?

То есть Вы изучаете конкретные теоретические вопросы, которые, так или иначе, влияют на практическую ситуацию в жизни?

«Любой теоретический вопрос ценен потому, что влияет на процесс  правотворчества и правоприменения»

Любой теоретический вопрос ценен потому, что влияет на процесс правотворчества и правоприменения. Наука ради науки – это фикция. Любой ученый стремится к тому, чтобы его теоретические выводы послужили основой для практических результатов.

Легко ли привлечь студентов к научной деятельности?

У некоторых студентов есть склонность к научной деятельности, и их даже привлекать не надо. Они видят пробелы, противоречия, им интересно, когда они пытаются исследовать возникающие вопросы, делают свои первые научные выводы. Другие студенты больше тяготеют к практической деятельности, и в таком случае мы не настаиваем на их занятии наукой. Конечно, все в обязательном порядке пишут курсовые, аттестационные работы. Но при этом, мы считаем, что надо реализовать именно тот потенциал, который заложен в каждого конкретного студента и только в этом случае мы добьемся наилучшего результата.

Какие основные задачи на данный момент стоят перед Вами и ВгГИ в учебной и научной деятельности?

Основная наша задача – это внедрение новых средств и методов обучения, основанных на сочетании классического образования и инновационных способов преподавания. На самом деле, классическое образование имеет много положительных моментов, которые, веками себя оправдали. Но время не стоит на месте – пришло время для инноваций. Существует много современных технологий. Например, очень эффективно, когда преподаватель даёт теоретическую основу, а потом мы включаем видео-конференцию, и опытный юрист рассказывает о тех же вопросах с практической точки зрения. Такие подходы и студентам очень интересны и, на самом деле, имеют значительный результат.

Вы приглашаете юристов, которые уже имеют определенный стаж работы, на лекции, практические семинары к Вашим студентам?

Да, обязательно приглашаем. Очень важно чтобы у будущего специалиста сформировались не только знания, но и навыки и умения, и именно в этом ему, как никто другой, поможет практикующий специалист.

К нам приходят специалисты, работающие в адвокатских объединениях, судьи, нотариусы, представители правоохранительных органов – все гости очень интересно рассказывают студентам об особенностях практической деятельности в той или иной сфере. Наши студенты посещают суды, банки, страховые компании и другие организации, нам важно, чтобы студенты видели, как работают юристы на практике, с какими проблемами сталкиваются, как их разрешают.

Расскажите, пожалуйста, о юридической клинике в ВгГИ (консультационно-правовой центр ВгГИ – прим. автора).

Естественно, в юридических клиниках в первую работают студенты. Конечно, назначен куратор – преподаватель, который обязательно присутствует при любых консультациях. Мы стараемся, чтобы студенты сами давали консультации, но практика показывает, что даже если молодой консультант знает норму права, на которую надо сослаться, он первое время теряется. Мы, в первую очередь, ориентируем студентов на то, чтобы они не спешили немедленно давать ответ. Лучше еще раз посмотреть норму права, и никогда не надо стесняться открыть закон, чтобы перепроверить своим знания. Лучше дать грамотную консультацию, чем ответить быстро, но неправильно.

«Мы всегда ориентируем студента на то, что лучше дать грамотную консультацию, чем ответить быстро, но неправильно»

У нас в районе живут дети-сироты. Мы работаем в клинике с этой категорией населения. Последнее время сотрудничаем с организацией «Материнское право». Они занимаются вопросами защиты прав военнослужащих. В целом наши консультации ориентированы на пенсионеров, социально незащищенные слои населения. В основном, люди приходят и получают информацию по жилищным вопросам, семейным, по социальному обеспечению, стараемся помочь, чем можем.

Кто являлся инициатором открытия этой клиники?

В федеральном государственном образовательном стандарте четко прописано требование о наличии юридической клиники, поэтому вопрос о том, открывать в институте клинику или нет, не стоял. Единственное, исходя из того, что ВУЗ молодой, и у нас в начале были студенты только первого, второго курса, которые не могли ответить на какие-то вопросы, так как не хватало знаний, работали так: студент присутствовал, а кто-то из преподавателей показывал, как ведется прием.

Можно ли сказать, что профессия юриста в нашем обществе достаточно престижна, и это является одним из мотивов поступления абитуриентов именно на юридический факультет?

Да, я считаю, что юридическая профессия престижна и это является одним из мотивов поступления. В целом хочу отметить, что знание законов, знание прав и обязанностей нужно любому гражданину. Поэтому всегда выступала за то, чтобы основы права преподавались для всех студентов, получающих высшее или среднее профессиональное образование. Это нужно врачам, потому что они должны знать, что делать, если клиент нуждается в медицинской помощи, а он отказывается от нее. Это нужно журналисту, чтобы не нарушать права и законные интересы, честь, достоинство, деловую репутацию.

«Престижность профессии юриста является одним из мотивов поступления на юридический факультет»

Мы много делаем для того, чтобы не только наши студенты изучали право, но и стараемся уделять внимание вопросам правового воспитания и просвещения детей и молодежи. У нас проходит ежегодная конференция по вопросам правового и патриотического воспитания детей и молодежи. Мы являемся организаторами деловых игр для школьников «Правовые дебаты». Мы прививаем школьникам мысль о важности знаний права.

Школьники, которые участвуют в таких мероприятиях, приходят потом поступать в ваш ВУЗ?

Да, приходят. Мы замечали, что дети, которые участвовали в наших мероприятиях, даже если они поступают в другие ВУЗы на направления и специальности, которых у нас нет, так или иначе пытаются потом поддерживать с нами связь.

Сейчас существует такое мнение, что современный студент обладает, клиповым или фрагментарным мышлением. Это действительно актуально?

Я скажу, что за более чем двадцатилетний стаж преподавания мне встречались совершенно разные студенты, и сказать, что новое поколение отличается клиповым сознанием по сравнению с прошлым поколением, я не могу. Каждый обучающийся имеет свой уровень. Иногда мы видим одного студента на первом курсе, а к третьему курсу, когда у него уже формируется мотивация, это совершенно другой человек, он видит цель и идет к ней. И когда видим такую разницу, нам очень приятно.

«Если педагог неравнодушный, если ему нравится то, чем он занимается, то и студенты будут заинтересованы»

Поэтому сказать, что сейчас какие-то особенные студенты по сравнению с тем, что было 20 лет назад, на мой взгляд, нельзя. Я знаю, очень многие говорят: «Не то поколение, не та школа»! Нет, на самом деле, очень многое зависит от самого человека. Он может прийти не с тем багажом знаний, который мы бы хотели видеть, но при его желании он получает возможность стать хорошим юристом.

Если педагог неравнодушный, если ему самому нравится то, чем он занимается, то и студенты будут заинтересованы в знаниях. А если преподаватель зашел в аудиторию и сам засыпает на собственном занятии, то никакого эффекта мы не добьемся.

Методики преподавания в Ваше время, когда Вы учились в ВУЗе, и сейчас изменились?

Безусловно, изменились. Сейчас, совершенно справедливо, федеральные государственные образовательные стандарты содержат правила о приоритете практических занятий.

Мы получали классическое образование: традиционно слушали лекции, выполняли практические задания. Я считаю, что мне очень повезло с педагогами, они, кстати, и сейчас работают в Волгоградском государственном университете. Это те люди, которые смогли заложить знания и пробудить интерес к науке.

Где обычно студенты проходят практику?

У нас очень много баз практики: суды, адвокатские объединения, полиция, коммерческие организации, банки. Мы стараемся охватить самые разнообразные организации и ведомства.

Сейчас можно учебную практику выбрать, например, в следственном комитете, вторую - в судебных органах, а третью - в адвокатуре. Потом уже по итогам определить, что больше понравилось.

Что бы Вы хотели пожелать студентам и выпускникам, которые заканчивают юридический факультет?

В первую очередь, хотелось бы им пожелать хорошей работы, чтобы они могли все свои знания, которые они получили, применить на практике. Также важно, чтобы они не останавливались на достигнутых знаниях, всегда ставили себе новые цели и стремились их достичь.

Спасибо за интересное интервью!

© 2024, Все юристы Волгоградской области
Создание сайта Веб-решение