Все юристы волгоградской областиМеню
«Адвокатская корпорация – одна из самых важных ценностей, которая необходима региону»
Тренер адвокатов и профессиональных медиаторов Роман Мельниченко о перспективах развития правовой школы, роли юридического сообщества и становлении института медиации.
«Адвокатская корпорация – одна из самых важных ценностей, которая необходима региону»
Роман Григорьевич, Вы успешно совмещаете академическую деятельность, а также практику проведения тренингов, обучающих программ. Как Вам это удается?

У меня есть практическая база, поскольку я проработал адвокатом с 1996 по 2009 г. в Волгоградской области и немного в Москве. Сейчас я не юрист, а ученый, и с юриспруденцией связан следующим образом: я изучаю ее с позиции науки и преподаю юридические дисциплины.

На Ваш взгляд, какие качества помогают достичь успеха в профессии, в том числе в юриспруденции?

В первую очередь мне помогла настойчивость. В первый год я не прошел по конкурсу в ВУЗ, но поступил на второй год. Во-вторых – креативность, умение сместиться с общепринятой позиции и посмотреть на предмет по-новому. Эти два качества, «настойчивость» и «креативность», являются базой, остальному научат в ВУЗе – компетенция поиска, риторика. Есть также то необходимое, чему не учат – память, герменевтика, то есть понимание текста. Конечно, в ВУЗе могут привить и антикомпетенции, например, умение не понимать, а зубрить.

Какой была Ваша первая адвокатская практика?
«Настойчивость и креативность - два базовых качества успешного юриста»

На тот момент я был студентом пятого курса ВолГУ. В период практики я попал в Областной суд к председателю Президиума коллегии адвокатов, у которого был перечень так называемых «бесплатных» дел. Мое первое дело – изнасилование группой лиц несовершеннолетней. С высоты своего настоящего опыта могу сказать, что хорошо провел. Несмотря на то, что я тогда оценивал многое с точки зрения студенческой жизни, сразу отнесся к этому делу как к работе, поговорил с обвиняемым. Отметил, что очень благоприятно относятся к профессии адвоката, при этом не важно, назначен ли он или работает за плату.
Есть виртуальная консолидация, но на реальную коммуникацию у людей вообще не хватает энергии
В Волгограде существует своя правовая школа?

Научная школа была в Саратове. В 80-90-х годах, когда у нас открылся ВУЗ, все преподаватели были оттуда. Все базовые научные направления: Теория государства и права», Теория уголовного процесса, – все базировалось на традициях саратовской школы. Но школа - это люди, у которых есть общие взгляды, и сегодня такой школы нет. С 90-х годов пошло затухание науки на уровне в России. Причиной тому служило отсутствие коммуникации (конференций, профессионального общения). В нашем социуме нет потребности в развитии научной школы, которая занималась бы генерацией новых идей, пониманием мира, новой сущности. Говоря о школе адвокатуры, сейчас есть Интернет, возможности для общения, но специалистов по моей научной области у нас в регионе нет. Есть виртуальная консолидация, но общий уровень энергии низкий, его едва хватает на сетевое общение, а на реальную коммуникацию у людей вообще не хватает энергии.
У меня есть проект по созданию корпорации адвокатов в Волгограде, построенный на базе повышения квалификации. Таким образом создается обучающее мероприятие, а вокруг него формируется корпорация. Это происходит согласно официальным обязательствам, но построено так, чтобы людям было интересно. Так, например, аргументацию нельзя развить дистанционно. Здесь лучше личное общение, полемика, выявление достоинств и недостатков.
«Аргументацию нельзя развить дистанционно»

Как на Ваш взгляд должен проходить образовательный процесс, чтобы люди осваивали профессию с должным уровнем необходимых компетенций?

Мы сейчас обучаем по советской, даже средневековой технике, когда учебников было мало и лекции читали. Образование должно основываться на деятельности, а не зачитывании и вызубривании. А сейчас студенты получают материал из учебника, «переваренный» преподавателем.

Тренинг - это эффективная мера для воспитания необходимых компетенций?

К примеру, в рамках техники «Сократический диалог» можно делать различные упражнения, в том числе развивающие герменевтику. Для любого текста проводится герменевтическое исследование, например, предлагается найти какое-нибудь «темное место», которым может стать понятие «школа». Аудитория выдвигает ответы: кто-то может сказать, что «школа» – это период с 1-го по 11-й класс, но кто-то может с этим определением не согласиться и предложить свой вариант. Таким образом проходит процедура диалога, гимнастика ума и профессиональный рост.

Расскажите об отличительных особенностях волгоградских юристов как отдельной профессиональной категории.

В адвокатуре, как правило, нет четкого разделения, а есть околоадвокатские и адвокатские юридические фирмы. Они могут выделять для себя определенную сферу, например, работать с юридическими лицами, бизнесом. Но, в основном, это гражданский арбитраж, а также уголовная практика.
 
Режим недоверия: к власти, к клиенту
Можете охарактеризовать структуру волгоградского юридического сообщества?

Существуют кластеры по юридическому признаку: прокуроры, судьи, адвокаты, юрисконсульты. Коммуникация, синхронизация, – что-то общее у них обязательно есть, но назвать это сообществом я не могу. Нет общих ценностей: они могут быть вербализированы, но не приняты профессиональным сообществом, их не видят. На повышении квалификации адвокатов мы решали вопрос «Может ли адвокат сотрудничать со следствием?». В итоге практически единогласно была обозначена позиция, что адвокат должен дистанцироваться от следствия. Это и есть общая ценность. На таких общностях могут строиться попытки развития корпорации, но пока они носят, скорее, интуитивный характер.
У волгоградцев смещена цель на деятельность, они хотят двигаться, но без цели. Также постоянно включен режим недоверия: к власти, к клиенту. Как тренеру мне часто приходится с этим сталкиваться. Это в большей степени минус, потому что недоверчивых очень легко обмануть.

Принадлежность к юридическому сообществу предполагает получение каких-либо привилегий, либо, наоборот, создает барьеры?

Есть такое понятие как профессиональная деформация, которая также присутствует в юридической профессии. Профессия – одна из сред человека, а когда он выходит из этой среды и продолжает вести себя таким же образом, он выглядит нелепо. А у юристов эта сторона сильно развита, они начинают пропагандировать свои ценности в другом месте, где они никому не нужны. Это тот случай, когда путают работу и дом.
«Среди юристов также присутствует профессиональная деформация»
Среди плюсов - статусность. Юристы – эта одна из немногих профессий, которая сохранила престиж. Даже в случае, если человек когда-то получил высшее юридическое образование и нигде не работал, он обладает определенным статусом. В России эта особенность явно выражена, а у нас в регионе это даже гипертрофированно.

Как Вы считаете, в регионе должно быть свое юридическое сообщество, ориентированное на работу на его территории, или нужно смотреть шире?

Первый вариант – это «варение» в собственном соку. Естественно, хорошо получать опыт за пределами региона, но для этого необходимо поднимать свой уровень до того, при котором в Вас будут нуждаться. Это идеальный вариант, когда адвокат привозит опыт. Мы в свою очередь получаем опыт от коллег из Москвы. Данные нового законодательства также распространяются среди адвокатов по сетевому принципу. Если человек теряет круг общения он перестает быть юристом, у него нет обмена информацией, уже через неделю наблюдается «профессиональное угасание». Поэтому адвокатская корпорация – одна из самых важных ценностей, которая необходима региону. Сейчас какое-то общение есть, но о консолидированной корпорации не приходится говорить. Де-юре - есть, де-факто - нет.

Что такое медиация, в вашем понимании? Почему Вы развиваете это направление?

Адвокат – это тот, кто руководствуется таким спортивным принципом: «Я должен выиграть». Это нормально, но не всегда работает. Когда в 2009 году появился закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров» и торгово-промышленная палата Волгоградской области стала курировать вопросы обучения медиаторов, я разработал программу повышения квалификации. Есть три варианта что-то узнать: прослушать лекцию (при хорошей лекции удается получить 5% информации), рассказать что-то об этом (15% информации), а также кого-то этому научить (90%). Я решил, что буду этому учить.

Функция медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам прийти к определенному консенсусу, но при этом не предлагать его самому, так ли это?

Обычно к медиации тяготеют представители юристы и психологи, поскольку эта профессия требует владения особыми техниками, благодаря которым медиатору удается помочь гражданам разрешить конфликт своими силами.
Одно из направлений медиации – модерирование, – когда медиатор видит выход из ситуации, и делает так, что стороны к нему в итоге приходят. Мне не нравится данный метод, потому что это манипуляция. Стороны все равно когда-нибудь поймут, что это не их решение, а решение кого-то другого. В медиации также существует радикальный подход, направленный на создание такой атмосферы, погружаясь в которую, люди примиряются.
«Задача медиатора - выявить противоречия и скрытые мотивы конфликтующих сторон»
В юридическом дискурсе могут быть юридические лица со своими правами и обязанностями. В медиации есть только люди: ссорится один конкретный человек с другим конкретным человеком, и один из этапов – выявление конфликтующей стороны, которая не сразу может быть точно определена. Кроме того, люди могут скрывать свои истинные интересы, например, желание получить опеку над ребенком может быть вызвано лишь местью бывшему супругу. Задача медиатора – выявить противоречия и скрытые мотивы конфликтующих сторон.

Как сейчас организовано обучение медиаторов?

Профессиональным медиатором можно стать, пойдя специализированные курсы. Первый вариант – очные курсы в тренинговом режиме в течение 2 месяцев, с 17:00 до 20:30 по будням и с более полным погружением по выходным. Второй дистанционный вариант мы запустили три месяца назад. Занятия проходят в режиме самостоятельного просмотра видео-уроков и семинаров со слушателями, организованных с помощью Skype. Конечно, эффективность группового общения при личном присутствии тренера – выше, но при применении отдельных подходов и хорошем погружении, результаты тоже достаточно высокие. В медиации я выработал 3 компетенции: запоминание, осознанность, а также поиск глубинных мотивов человека при оппозиции – это самое трудное.

На Ваш взгляд, какие книги, фильмы лучше всего отражают специфику профессии?
«В юристе должны совмещаться неравнодушие и беспристрастность»

Суть нашей профессии в том, что мы защищаем всех. В известном фильме «Адвокат дьявола» это отражено очень точно. Но есть герои и антигерои. В фильме «Левиафан» антигерой – российский адвокат, который допускает ошибки и смешивает работу и дружбу. Так, эмпатия к своему подзащитному влечет профессиональное выгорание. Должна быть так называемая зеркальная реальность, в которой совмещаются неравнодушие и беспристрастность. У медиаторов мы тоже это развиваем.
© 2024, Все юристы Волгоградской области
Создание сайта Веб-решение