Все юристы волгоградской областиМеню
«Престижность профессии юриста играет свою роль, но, куда важнее то, что она очень востребована»
Директор Института права Волгоградского государственного университета, доктор юридических наук, доцент Дикарев Илья Степанович -  о востребованности квалифицированных специалистов и научной работе в университете
«Престижность профессии юриста играет свою роль, но, куда важнее то, что она очень востребована»

Илья Степанович, что повлияло на выбор юридической сферы, и в какой момент Вы определились с тем, что будете преподавать?

Я считаю, что молодым людям при выборе будущей профессии важно прислушиваться к мнению людей старшего поколения, прежде всего родителей.

На мой выбор оказал влияние пример людей, к которым я испытывал уважение, и на которых мне хотелось быть похожим. Большую роль сыграли родители, потому что, в общем-то, окончательное решение было принято именно с учетом их мнения. И, я надеюсь, это решение было правильным. Во всяком случае, я благодарен за то, что именно так сложилась моя судьба.

Что касается преподавания, то здесь, как ни странно, все вышло совершенно случайно.  На третьем курсе обучения в Волжском гуманитарном институте (филиале нашего университета) я участвовал в ежегодной Научной сессии ВолГУ. После выступления меня подозвал к себе в то время заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики профессор А.П. Кругликов и предложил поступить в аспирантуру. Признаюсь, до этого я никогда не помышлял о том, чтобы заниматься наукой. Я по-настоящему загорелся этой идеей и, собственно, с тех пор, обучаясь в институте, прилагал все усилия к тому, чтобы потом поступить в аспирантуру.  Досрочно окончив аспирантуру, я защитил кандидатскую диссертацию, но планов работать в ВУЗе у меня не было. Я собирался практиковать, заниматься адвокатской деятельностью, но здесь снова вмешался случай. Мой предшественник на посту декана юридического факультета профессор А.Г. Егоров предложил мне после защиты кандидатской остаться в университете. Я счел это за честь для себя, и с тех пор, а это было в 2004 году, я работаю в Волгоградском государственном университете. Так моя жизнь и оказалась неразрывно связана с высшим образованием.

Какие дисциплины Вы преподаете? Чем  обусловлен Ваш выбор и интерес?

Я защитил кандидатскую и докторскую диссертации по уголовному процессу. И, мне кажется, преподавать нужно именно те дисциплины, которым уделяешь больше всего внимания. Поэтому я преподаю «Уголовный процесс» и ряд других дисциплин криминального цикла, которые так или иначе связаны с уголовным судопроизводством.

Эта отрасль права Вам  еще со времени обучения в ВУЗе нравилась?

Да, в общем-то я и на той самой Научной сессии ВолГУ выступал с докладом по уголовному процессу. Правда, в студенческие годы я старался уделять внимание всем отраслям права, но уголовный процесс меня всегда интересовал больше всего.

Расскажите, пожалуйста, как нужно проводить занятия, чтобы заинтересовать студентов?

Об этом, я думаю, нужно спрашивать «маститых», опытных профессоров, настоящих мастеров слова. Обязательно должна быть собственная заинтересованность и увлеченность предметом. Потому что, если неинтересно самому, то и другого никогда не сможет заинтересовать. Точно так же, как никогда человек не сможет убедить другого в чем-то, если он сам в это свято не верит. Это минимум.

«Студентам интересно видеть связь с практикой, так как юриспруденция – это прикладная наука»

 

Конечно, используются в преподавании и определенные методики, и собственные приемы. Иногда они бывают совершенно неожиданными, когда, например, чтобы студенты просто отдохнули, вдруг в середине лекции профессор произносит какой-то неожиданный каламбур или рассказывает анекдот.

Кроме того, студенты всегда должны чувствовать связь изучаемого предмета с практикой, так как юриспруденция  — это прикладная наука и для того, чтобы им было по-настоящему интересно, они должны видеть, каким образом знания, которые они получают сейчас, помогут им в будущем. Для этого нужно проводить постоянные параллели между практикой и теорией, ведь последняя кажется бессмысленной до тех пор, пока человек не увидит возможности ее применения. Показывать такую связь – это, конечно, никакая не методика, но это очень важно. Ведь как только студент увидит, что знания, которые он получает, помогут ему в будущем реализоваться и стать успешным, интерес просыпается сам собой.

Какой подход при взаимодействии со студентами более эффективен - выстраивание жестких границ или демократичный?

Преподаватели, как все люди, «эволюционируют». Приходя в ВУЗ и начиная работать - это преподаватель с одним лицом, через 5 - 10 лет – это уже совсем другой преподаватель. Я не считаю, что преподаватель должен быть слишком строгим и отделять себя от студентов высокой стеной. Мне кажется, что закон «Будь проще, и люди потянутся» работает везде. Со студентами можно и нужно шутить. Со студентами надо разговаривать не только по вопросам, связанным с учебным процессом и административной работой, но и о тех вещах, которые увлекают их.

Я думаю, что все-таки нужно быть демократичным. Важно стараться быть со студентами на одной волне, хоть это и не всегда удается.  Вообще успешным в преподавании может быть и тот, и другой, и третий подход. У одних преподавателей, достаточно строгих, очень высокие результаты, у других, которые, казалось бы, совсем не строгие, - результаты не хуже. Так что, здесь нет общих правил, потому что все определяется твоим собственным характером, личностными особенностями и тем, что ты для себя считаешь правильным и наиболее удобным.

Какими вопросами в научной сфере Вы сейчас интересуетесь?

На протяжении многих лет я активно занимался проблемой пересмотра вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам. На эту тему мной была подготовлена докторская диссертация, и, соответственно, именно данное направление исследований долгие годы было для меня основным. Но зацикливаться на какой-то одной теме неправильно, потому что это ограничивает твой кругозор. И если проанализировать тематику подготовленных мной публикаций, то можно увидеть, что они касаются практически всех разделов науки уголовно-процессуального права.

Как привлечь студентов к научной деятельности?

Нынешних студентов и увлекать не надо: они очень активны. В первую очередь, это обусловлено развитием информационных технологий. Во-вторых, студенты осознают, что чем глубже они знают предмет, тем более высокопрофессиональными специалистами станут. Поэтому в ВолГУ нет проблем, связанных с недостаточной научной активностью студентов.

«Наши студенты очень увлеченные, очень талантливые, очень инициативные»

 

Наши студенты участвуют во множестве мероприятий, зачастую, в выездных конференциях и форумах. Также мы в Институте права издаем ежегодный альманах для того, чтобы у студентов была лишняя возможность опубликовать свои труды. Наши студенты очень увлеченные, талантливые и инициативные.

А потом, для многих такая активная научная работа является дорожкой профессионального роста. Они поступают в магистратуру, аспирантуру, и не только у нас в ВолГУ, многие стремятся продолжить обучение в столичных ВУЗах. Ко всему этому путь ведет прежде всего через научную работу.

В обществе сложилось мнение, что профессия юриста очень престижна.  Является ли это основным критерием выбора студентов-абитуриентов при поступлении на юридический факультет?

Возможно, престижность профессии юриста играет свою роль, но, куда важнее то, что она очень востребована. Студенты, поступая к нам в институт права, как правило, имеют перед собой пример успешных родителей, знакомых. Они представляют себе, что такое юридическая практика, и знают, что, получив качественное образование в ВУЗе, они гарантированно будут обеспечены работой. Наш институт права еще достаточно молод: в прошлом, 2016 году, мы отметили 25-летие, но у нас уже есть свои юридические династии: выпускники 1990-х годов сейчас приводят к нам поступать своих детей. Это стало доброй традицией.

Юридическая профессия дает каждому шанс реализовать себя, потому что даже человек, который, поступая в ВУЗ, далек от юриспруденции, погрузившись в эту атмосферу, все равно сможет рано или поздно себя найти. Самое главное – это востребованность нашей профессии, а она до сих пор очень и очень высока.

Общаясь с потенциальными работодателями, часто слышу: людей с юридическим образованием много, а юристов мало. Почему сложился такой стереотип и как его постараться разрушить?

Когда говорят, что юристов мало, то имеют ввиду квалифицированных юристов. До недавнего времени ВУЗов, которые занимались подготовкой юристов, было слишком много, и далеко не все из них давали по-настоящему качественное юридическое образование.

И у работодателей, когда они решают вопросы о трудоустройстве, тоже есть определенные предпочтения. Поэтому, действительно, бывают ситуации, когда у выпускников некоторых ВУЗов возникают сложности с трудоустройством. Их попросту не берут на работу. Эта проблема в последнее время активно решается благодаря, например, проекту повышения качества юридического образования, который реализует Ассоциация юристов России. Профессионально-общественная аккредитация юридических ВУЗов, проводимая Ассоциацией, позволяет, с одной стороны, определить лучшие учебные заведения, а с другой, выявить те, которые не могут обеспечить должный уровень образовательной деятельности. Мы гордимся тем, что в 2014 году ВолГУ успешно прошел общественную аккредитацию Ассоциации юристов России и вошел в Ассоциацию юридического образования, объединяющую ведущие юридические ВУЗы страны.

Кроме того, действующие ныне федеральные государственные образовательные стандарты в области юриспруденции также предъявляют очень высокие требования к ВУЗам, так что далеко не все учебные заведения могут их выполнять. И сейчас постепенно происходит сокращение числа юридических ВУЗов. Думаю, в конечном счете мы придем к тому, что количество выпускников юридических ВУЗов сравняется с количеством высококвалифицированных юристов на рынке труда.

Как проходят практические занятия для юристов в ВолГУ?

У нас много партнеров среди организаций, учреждений, государственных органов, которые занимаются юридической деятельностью. С ними у нас заключены договоры о сотрудничестве и организации производственных практик.

«Без практической составляющей адаптация выпускника усложнится»

 

Мы понимаем, что без практической составляющей, без связи с практикой адаптация выпускника усложнится. Поэтому у нас широкая база производственных практик, студенты могут выбирать все, что им по вкусу. Заключено порядка сорока договоров на прохождение практик и с государственными органами, и с адвокатскими образованиями, и с банками, и с другими организациями.

Начнем с того, что студенты регулярно посещают судебные заседания в судах общей юрисдикции, присутствуют при рассмотрении уголовных, гражданских дел, в арбитраже. Также с нашими студентами регулярно встречаются потенциальные работодатели. Бывает, что работодатели приходят к нам для того, чтобы протестировать студентов и выбрать тех, которые им более подходят. Так что с работодателями мы активно сотрудничаем, и во многих из этих организаций активно и успешно работают наши выпускники. Естественно, эти выпускники до сих пор помнят своих учителей, которые работают у нас в институте. Они откликаются на любые приглашения, например, поучаствовать в наших мероприятиях. Когда мы отмечали юбилей Института права, у нас в гостях были представители практически всех правоохранительных ведомств – прокуратуры, следственного комитета, Министерства юстиций и др. У нас хорошие связи с Волгоградским региональным отделением Ассоциации юристов России, наши сотрудники входят в совет регионального отделения. Мы понимаем, что эта организация представляет работодателей, поэтому стараемся сотрудничать, реализуем совместные проекты.

Заинтересовал вопрос о тестировании работодателями, то есть, они сами разрабатывают какие-то методики тестов для выпускников?

Многие организации, юридические фирмы проводят специальные конкурсы. С одной стороны, это дает возможность студентам показать и углубить свои знания, посоревноваться между собой, а с другой стороны, это позволяет работодателям присматривать себе талантливых сотрудников. Принимают их на стажировку, а потом трудоустраивают. И студенты тоже понимают, что, показав себя, они могут, еще обучаясь в университете, гарантировать себе как минимум место практики, стажировки, а потом и получить работу – это вполне реальная перспектива. Причем работу в высококлассной, высокорейтинговой юридической фирме, что обеспечит им высокий доход и престиж.

Какие качества Вы стараетесь привить своим студентам, которые помогут им в дальнейшей профессиональной сфере?

«Самое главное – это найти себя»

 

Прежде всего добросовестность, уважение к закону и дипломатичность. Само собой существует и набор формальных требований, которым должны соответствовать студенты на выпуске. Есть целый комплекс компетенций, которые они приобретают, обучаясь по нашим основным образовательным программам. Но добросовестность, уважение к закону и дипломатичность - это те качества, без которых юрист, как мне кажется, просто не может состояться. Они вырабатываются не только каким-то педагогическим усилием, но, также благодаря общей атмосфере, которая создана в университете, в институте. Здесь они получают не только знания, но также учатся общаться, разрешать конфликты и спорные ситуации. Создать и поддерживать атмосферу, в которой эти качества могут сформироваться, – это, наверное, наша ключевая задача.

Что бы Вы хотели пожелать выпускникам юридических факультетов?

Самое главное – это найти себя. Очень хорошо, если выбор специальности изначально был верным, но ведь каждая специальность – это множество разных профессий. Так вот, самое главное – найти себя, найти ту работу, которой будешь заниматься с удовольствием, потому что это дает дополнительные силы к успеху. Если тебе это удастся, то сможешь себя реализовать и обязательно добьешься успеха!

Спасибо за интересное интервью!

© 2024, Все юристы Волгоградской области
Создание сайта Веб-решение