Вероника Владимировна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли к профессии адвоката.
Изначально я училась в лицее города Волжский в юридическом классе. Родители моих одноклассников работали в правовой сфере, а у одной девочки мама была судьей. В силу этого у нас появилась возможность ходить в суд и знакомиться с работой юриста. Меня очень заинтересовала данная сфера деятельности. Еще одним стимулом стать юристом послужило развитое чувство справедливости, которое было присущее мне с детства.
После окончания школы поступила на юридический факультет, потом некоторое время отработала юристом в организации и поняла, что для дальнейшего развития необходимо успешно сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом. Пройдя все этапы профессионального становления, мы с коллегой Валентиной Кошелевой учредили адвокатское бюро.
Могли бы Вы описать какие-то сложности, которые могут возникнуть у адвоката в процессе ведения дела?
Сложность возникает в основном, когда имеется какая-то определенная практика, которую необходимо «сломать». Например, в 2018 году в Волгограде будет проходить чемпионат мира по футболу, в рамках подготовки к которому улицы города приводят в порядок, путем сноса небольших павильонов, и многие предприниматели страдают от данных нововведений. К нам, в частности, обратились несколько собственников таких объектов, которые получили от администрации распоряжения о демонтаже принадлежащих им нестационарных объектов. Так как на территории Волгограда сложилась определенная негативная юридическая практика в отношении предпринимателей, добиться положительного решения было сложно. По делам нескольких доверителей нам удалось отстоять их интересы и восстановить нарушенные права в Саратове в апелляционной инстанции.
Таким образом, сложность состоит в том, чтобы направить в другое русло ту систему взглядов и решений, которыми руководствуются судьи в конкретных ситуациях.
Какая у Вас специализация в юридической сфере?
Мы цивилисты - занимаемся только гражданскими делами.
Чем эта сфера Вас больше всего привлекает?
На мой взгляд, по гражданским делам, в большинстве случаев, виден результат, когда ты добиваешься восстановления нарушенных прав доверителя. В уголовных же делах результат оставляет в душе много вопросов, поскольку в основном в правоохранительной системе у нас проявляется обвинительный уклон, и оправдательных приговоров бывает очень мало.
Возникают такие ситуации, когда доверитель не доволен полнотой услуг своего адвоката. Как уйти от этого? Может быть, целесообразно разработать какой-то стандарт оказания услуг? Или это индивидуальный вопрос?
«Нет единого стандарта, которым руководствовались бы юристы, потому что все зависит от порядочности конкретного специалиста» |
Мы с таким редко сталкиваемся, так как, изначально стараемся найти общий язык со своими будущими доверителями, предупреждая о возможном исходе дела. То есть, если у человека нет ни одного шанса, сотрудники нашего бюро не будут вводить его в заблуждение относительно возможного положительного для него исхода при рассмотрении дела.
Насчет какого-то стандарта могу сказать, что каждый юрист по-разному оказывает услуги. Я считаю, что нет единого стандарта, которым руководствовались бы все юристы, потому что все зависит от порядочности конкретного специалиста, который берется за то или иное дело.
Востребованность и наличие постоянных клиентов на протяжении длительного времени – показатель компетентности адвоката.
Какие еще аспекты важны во взаимодействии с клиентом?
Важно, чтобы изначально была доведена до сведения доверителя информация о возможных поворотах ситуации. В силу нашего опыта мы предупреждаем, что могут возникнуть непредвиденные ситуации, так как законы имеют свойство меняться, порой, не в лучшую сторону для доверителя. Поэтому, когда человек предупрежден о рисках и принимает решение самостоятельно, у него потом не возникают какие-либо вопросы.
Есть, конечно, доверители, которые верят исключительно в то, во что они хотят верить, в силу этого, до них сложно донести объективную информацию. Именно поэтому возникают недопонимания, а не из-за того, что с человеком работает плохой специалист.
Мы никогда не даем 100% гарантии положительного для доверителя исхода дела, даже если у нас есть определенная практика по аналогичным делам, которые завершились в пользу наших доверителей.
Это поддерживает репутацию вашего бюро?
Безусловно, так как невозможно предугадать изменения в законодательстве или в практике, и, тем более, реакцию доверителя на эти изменения.
Какими качествами должен обладать юрист?
«Никогда нельзя сдаваться – нужно идти к той цели, которую ты наметил» |
Прежде всего, порядочностью в отношении своего доверителя. Также очень важны такие качества как целеустремленность и усидчивость. Без усидчивости юрист никогда не сможет завершить то или иное дело, потому что иногда бывает так, что ситуация кажется безвыходной. Так бывает, когда решение суда первой и апелляционной инстанций не в пользу доверителя, и, обращаясь в кассационную инстанцию, надежда на положительный исход для доверителя угасает. При этом, во время рассмотрения кассационной жалобы, проверив доводы сторон, суд восстанавливает нарушенные права твоего доверителя. Вот поэтому никогда нельзя сдаваться – нужно идти к той цели, которую ты наметил.
Могли бы Вы рассказать, какой-то интересный случай из своей профессиональной практики?
Могу сказать, что каждый случай или ситуация, с которыми мы сталкиваемся в нашей практике, интересны и нестандартны.
Но, одно из дел мне особенно запомнилось. Мы отстаивали нарушенные Пенсионным Фондом РФ права индивидуального предпринимателя, создав определенный прецедент, так как таких случаев вообще не было в Российской Федерации. Женщина-предприниматель платила за себя взносы как за работника, и как за ИП. После того, как она вышла в декрет, выяснилось, что эти выплаты были ошибочными, однако, Пенсионный Фонд отказал в возврате денег, и мы много лет отстаивали интересы ИП, доказывая, что человек имеет право на возврат той суммы, которую он уплатил ошибочно. Пенсионный Фонд утверждал, что если гражданин заплатил, то эти деньги должны остаться у государства. В итоге, решение суда состоялось в пользу нашего доверителя, а с Пенсионного Фонда были взысканы перечисленные ИП по ошибке денежные средства.
Теперь давайте поговорим о Вашей организации и о коллегах. Когда возникло адвокатское бюро?
Наша организация была создана в 2008 году двумя учредителями: мной и Кошелевой Валентиной, которая в данный момент проживает в Германии, практикует в области юриспруденции, параллельно учится в институте на юридическом факультете, изучая немецкое право. Вопросы, возникающие у наших доверителей, связанные с внешней торговой деятельностью и с международными правоотношениями, мы адресуем ей. Также в бюро, на данный момент, работают два юриста: Платонова Юлия Владимировна и Кабакова Ирина Сергеевна. Специализируемся мы исключительно на гражданском праве.
А Вы со своей коллегой общаетесь? Например, сравниваете, какие-то моменты в российском и немецком законодательстве?
Честно говоря, мы больше общаемся с ней по вопросам из области внешней торговли, не так давно вместе составляли договор по взаимоотношениям с партнером из Китая. Что же касается законодательства, то, конечно же, оно коренным образом отличается от российского.
Расскажите, какие требования Вы предъявляете к соискателям? Вы берете на работу молодых специалистов?
Мы пока никого не набираем. Что касается требований, то, в первую очередь, это базовые знания в сфере юриспруденции и наличие профессионального опыта работы, а также грамотность соискателя, так как часто сталкиваешься с тем, что юристы попросту не умеют грамотно писать. Порой, человек с высшим юридическим образованием, составляя тот или иной документ, допускает элементарные грамматические ошибки. На мой взгляд, документ – это один из показателей компетентности юриста.
Обязательно нужен опыт, чтобы попасть в Вашу организацию?
Наличие профессиональных навыков, знаний и умений у будущего сотрудника всегда приветствуется. В данный момент, один из специалистов нашего бюро длительное время отработал в арбитражном суде, а второй – имеет опыт работы в адвокатской коллегии.
Расскажите немного о квалификационном экзамене, который юристы сдают на адвоката.
«Нужно защищать интересы своего доверителя, несмотря на общепризнанные стереотипы» |
Мы с Валентиной сдавали экзамен в 2008 г. Экзаменаторы обычно задают вопросы из всех областей права. Учитывая это, пришлось две недели готовиться и днем, и ночью, как говорится «не выходя из дома». Практически все члены комиссии – практикующие адвокаты, судьи, каждый из которых старается задать хотя бы один вопрос.
Соискатели всегда бояться сдавать этот экзамен, но я считаю, что каждый будущий адвокат должен пройти через это «испытание».
Какие бы книги и фильмы, которые описывают специфику профессии юриста, Вы посоветовали для всеобщего прочтения и просмотра?
Из фильмов – «Линкольн для адвоката», а из книг посоветовала бы прочитать «Убить пересмешника». На мой взгляд, это поучительные истории, которые говорят, что нужно защищать интересы своего доверителя, несмотря на то, как к тебе будут относиться в обществе, несмотря на общепризнанные стереотипы.
Спасибо за интервью!