Все юристы волгоградской областиМеню
«Хороший юрист должен иметь и теоретический, и практический опыт работы»

Кандидат юридических наук, доцент Лев Львович Кожевников – о своем выборе, научной деятельности и опыте преподавания

«Хороший юрист должен иметь и теоретический, и практический опыт работы»
Лев Львович, расскажите, как Вы пришли в профессию? Почему выбрали именно юриспруденцию?

Направление я выбрал рано, еще в школе, классе в шестом. Я считал, что я – гуманитарий по складу ума, плюс, мне нравилось решать спорные ситуации. Оценивая свои качества, пришел к мысли, что юриспруденция – то направление, куда надо идти. Другого я себе не представлял. Параллельно были мысли о том, что можно заняться историей, но позже я определился окончательно.

Вы выбрали преподавательскую и научную деятельность. Почему?

Обучение в ВолГУ дало мне много возможностей. На пятом курсе мы проходили практику в прокуратуре Советского района Волгограда в прекрасном коллективе под руководством Аракеляна Анатолия Сергеевича. Тогда я был просто восхищен! Нам доверяли достаточно сложные задачи. Мы не были мальчиками на побегушках. Мы составляли серьезные документы, выполняли интересные и сложные поручения.

В то же время, были успехи и в науке. После окончания учебы поступило предложение остаться в университете и поступить на очное отделение аспирантуры. Переломным моментом стала защита кандидатской диссертации. Именно тогда я осознал, что моя сфера – это преподавание.
«Переломным моментом стала защита кандидатской степени. Именно тогда я осознал, что моя сфера – это преподавание»
Опыт представления интересов по гражданским делам также имеется. В течение нескольких лет я совмещал такую практику с преподаванием. Я считаю, что хороший юрист должен иметь и теоретический, и практический опыт работы. Таким способом можно заинтересовать студентов, дать им больше информации.

Если бы у Вас появилась возможность начать все заново, Вы бы изменили свой выбор?

Нет. Я бы повторил все точно также. Я уже 15 лет занимаюсь педагогической деятельностью и десять лет административной. Сейчас, уже шестой год возглавляю факультет, и мне все это нравится.

А что ближе – преподавание или административная работа?

Совмещение. Я долго преподаю и уже не могу без этого. Общение со студентами – хорошая возможность постоянно поддерживать себя в тонусе. Занятие только административной деятельностью приводит к утрате педагогических навыков. Как и другие преподаватели, я пишу научные статьи, участвую в конференциях. Все идет полным ходом.

Как Вы считаете, какой Вы преподаватель?

Я бы сказал, я – нормальный преподаватель, который оценивает студентов по их качествам, умеет, и пошутить, и поругать.

В процессе обучения каким качествам стараетесь научить своих студентов?

В первую очередь, стараюсь привить компетенции – общекультурные и профессиональные. Этого требует стандарт обучения. Логика, коммуникабельность, умение слушать и слышать – это также важные качества для юриста. Логическое мышление позволяет юристу грамотно выстроить и аргументировать свою позицию. 
«Логика, коммуникабельность, умение слушать и слышать собеседника – это важные качества для юриста»

Коммуникабельность даст больше возможностей для получения информации. Умение слушать и слышать вообще хорошо помогает в жизни, например, при общении с работодателем. Кстати, стрессоустойчивость также не лишнее качество для юриста.


«Практика – важный этап обучения юриста»
Как Вы считаете, юридическое образование раньше и сейчас – это разные вещи?

Образование, которое получали мы - это классическое образование, заточенное на получение студентами хорошей теоретической базы и способности применять ее на практике. Основу этой базы составляли, в первую очередь, преподаватели. К сожалению, многих из них уже нет в силу возраста.

На мой взгляд, в современном стандарте образования нет баланса между практикой и теорией. Если раньше мы проходили преддипломную практику в течение семи-восьми месяцев, то сейчас студенты получают ее в значительно меньшем объеме. Конечно, мы прилагаем все усилия, чтобы наши студенты выпускались максимально подготовленными, но стандарты нас ограничивают.

И как Волгоградский кооперативный институт выходит из этой ситуации?

Во-первых, наши студенты имеют возможность проходить практику практически во всех профильных организациях города. Причем, договор между Вузом и работодателями оформлен таким образом, что студент может проходить практику в любое свободное от учебы время.

Во-вторых, с нашими студентами активно работают практики. Мы организуем круглые столы со служащими судов, Прокуратуры, Следственного комитета, и других правоохранительных органов. Они с удовольствием проводят у нас лекции, участвуют в мероприятиях, заседают в аттестационных комиссиях на госэкзаменах и защите дипломов. Часто мы приглашаем наших бывших студентов, чтобы они поделились своим опытом с подрастающим поколением юристов.

В-третьих, в ходе обучения мы стараемся дать студентам больше практических навыков. Например, моделируем реальные судебные процессы в специально оборудованном зале судебных заседаний. Антураж полный: пристав, судья, прокурор, все в форме. Заседание ведётся по сценарию и основными действующими лицами выступают студенты. Кроме того, на дисциплинах уголовно-правового цикла они учатся писать фабулу уголовные дела, оформлять, прикладывать и сшивать необходимые материалы.

В-четвертых, на базе Вуза работает студенческая юридическая клиника, есть маркетинговое агентство, а также другие направления, где в рамках обучения и под руководством преподавателей студенты могут получить практический опыт.

«Это твое будущее, твоя жизнь»

Есть мнение, что получение юридического образования – это дань моде. На Ваш взгляд, это так и есть?

Отчасти это правда. С одной стороны, есть опасения, что большинство молодых людей выбирают профессию либо по настоянию родителей, либо уже стоя перед приемной комиссией. Это совсем не правильно. С другой стороны, я уверен, что получение юридических знаний никому не будет во вред. Даже если нет необходимости отстаивать чьи-то интересы, вы всегда сможете защитить свои права. Знаю очень много случаев, когда граждане по незнанию законов попадали в крайне неприятные ситуации. Например, в случаях борьбы жителей многоквартирных домов с управляющими компаниями, важно грамотно сформулировать жалобу. Но это умеют далеко немногие жильцы.

Воспитание правового самосознания и правовой грамотности у граждан – это «подъемная» ноша?

Конечно. Более того, я уверен, что развитие гражданского правового общества должно строиться по принципу активного распространения правовых знаний. И мы, по крайней мере, я, мои коллеги из Волгоградского кооперативного института, заняли нишу правового просвещения несовершеннолетних.
Мы приглашаем обычных детей, не из элитных классов. Им дается задание при отсутствии какой-либо подготовки. Наша цель - дать школьникам правовые знания, необходимые для 14-16 лет. Главная задача – число правонарушителей среди несовершеннолетних должно быть минимально.
«Я уверен, что получение юридических знаний никому не будет во вред»

Вуз проводит работу со школьниками 9-11 классов, студентами колледжей всех направлений. Мы организуем интерактивные игры «Школа правовых знаний». Игра длится 1-1,5 часа. Это некий симбиоз игр «КВН» и «Что? Где? Когда?». Идет видеоряд и детям дается Уголовный Кодекс и требуется интерпретировать увиденное.

Каких результатов уже удалось добиться в этом направлении?

Эффект поразительный! Когда мы начинали данный проект, многие относились к нему скептически. Но, за пять лет в проекте приняли участие более двух тысяч детей. Мы охватили все районы города. В каждой игре принимают участие команды от 8-10 школ. Более того, у нас даже появились конкуренты. Другие вузы начали реализовывать нечто похожее. Теперь мы ставим перед собой задачу выйти на областной уровень. В этом нас поддерживает Комитет по образованию Волгоградской области, Следственный комитет, Прокуратура, «Ассоциация юристов Волгоградской области».

Игры проходят два раза в год. Как правило, это октябрь-ноябрь и март-апрель. Помимо городских районов мы уже были в Дубовском районе, в Палласовке, в Городище. Сейчас, запланировали выезд в Михайловский район. И хотим провести крупную игру среди колледжей города и области.

А как Вам кажется, поставленные задачи решаются?

Думаю, что да. Иногда, во время игр дети поражали своими знаниями, логикой, эрудицией. Некоторых школьников видишь и понимаешь, им прямая дорога в юриспруденцию, потому что у них есть тяга и необходимые качества. Отчасти, это и профориентационная работа. Качества, проявленные детьми в процессе игры, могут оказать влияние на выбор профессии в дальнейшем.

О «Стандарте 3+», адвокатской монополии и правильном образе юриста

Вы следите за изменениями в юридической отрасли? Какие нововведения для Вас являются наиболее интересными?

По большей части отслеживаю изменения в области образования. Сейчас ожидаем принятие «Стандарта 3+». Речь идет о введении «прикладного» и «академического» бакалавриата. Программы будут отличаться моделями ведения учебного процесса. Предусматривается общий «академический» и узко специализированный «прикладной» курс. Думаю, что изменения коснутся тех студентов, которые поступят уже в 2016 году.
«Классические книги, фильмы формируют правильное представление о работе юриста»

Что касается юридической сферы, то я заметил тенденцию на ужесточение уголовного законодательства. Идет криминализация отдельных деяний, особенно это касается экстремизма, терроризма.

Законопроект об адвокатской монополии по сути своей правильный. Лучше доверить свои проблемы юристу, который знает, как их решать в суде. Но, возникает вопрос цены. Сколько в такой ситуации будут стоить услуги адвокатов? Будут ли они доступны для большинства населения? Я думаю, что нет.

На Ваш взгляд, какие книги, фильмы лучше всего отображают специфику профессии?

Я ориентирую своих студентов на классические фильмы. Например, кинолента «Калье Шарлотты», советский фильм «Шерлок Холмс». Из последнего мне понравился «Линкольн для адвоката». Там хорошо показана американская система правосудия, работа адвоката.

Из книг, на мой взгляд, интересно и познавательно прочесть советскую классику: «Братья Вайнеры», «ТАСС уполномочен заявить», «Место встречи изменить нельзя». Бессмертное творение К. Дойла «Шерлок Холмс» заслуживает особого внимания студентов, так как там и индукция, и дедукция, и логика. Эта книга просто завораживает. А главное, все эти фильмы, книги формируют у читателя правильное представление о работе юриста, адвоката, следователя, которая полностью построена на умозаключениях, на логике.
© 2024, Все юристы Волгоградской области
Создание сайта Веб-решение