«Без патриотического воспитания юристу сложно осуществлять профессиональную деятельность»
Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Волжского гуманитарного института (филиал) ВолГУ Мелихов Виктор Михайлович – о работе со студентами и современных методиках в образовании
«Без патриотического воспитания юристу сложно осуществлять профессиональную деятельность»

Виктор Михайлович, расскажите про Ваш путь в профессию. В какой момент Вы решили стать юристом?

Я решил стать юристом после службы в Советской Армии. В тот момент возник вопрос о том, куда поступать, и я сделал выбор в пользу юридического института. Тогда в Советском Союзе было всего три юридических института – саратовский, харьковский и свердловский, в которые принимали абитуриентов только после армии. Сейчас уже такой практики не существует, но в то время после окончания института государство распределяло молодых специалистов по рабочим местам.  Их направляли в определенную организацию, в которой они должны были отработать три года, а на ту организацию возлагалась обязанность научить новых работников профессиональным навыкам, а также обеспечить жильем в течение этого времени. Уволить молодого специалиста не могли даже за нарушение трудовой дисциплины, так все решения принимались только с согласия той организации, которая распределяла молодые кадры.

После окончания учебы в институте я проработал два года помощником прокурора Волгоградской области, затем был переведен в прокуратуру Волгоградской области. После чего защитил диссертацию и перешел на преподавательскую деятельность в Высшую следственную школу, ныне Волгоградская Академия МВД. Это военизированная организация, которая готовит следователей и экспертов-криминалистов. В то время это было единственное учебное заведение в Европе, где готовили специалистов данного профиля. В Академии МВД я отработал 20 лет, и меня пригласили в Гуманитарный институт, в котором я тоже работаю уже 20 лет. Так что за время моего трудового стажа я сменил всего три места работы.

Вы сначала работали в прокуратуре, а потом решили стать преподавателем. Почему вы не продолжили развиваться в этой сфере?

Это было произведено из меркантильных соображений, так как в то время в прокуратуре не платили за классные чины. А я имею классный чин советника юстиции, что  в переводе на армейские звания – подполковник. Поэтому в Следственной школе я стал получать в два раза больше, чем в прокуратуре.

«Успехов мне помогло добиться мое природное спокойствие»

Высшая следственная школа – это не только военизированное учебное заведение.  Она являлась резервом Министерства внутренних дел СССР, принимала участие  во всех мероприятиях, которые организовывала наша страна – охрана порядка на Олимпийских играх 1980 года, на Играх доброй воли, на фестивале для молодежи и студентов и т.д. Курсанты и преподаватели принимали участие охраны порядка в горячих точках – Карабах, Баку, Сумгаит. Они обладают многими навыками, владеют оружием, имеют водительские права, знают приемы рукопашного боя. Это готовые сотрудники, которые независимо от времени суток в течение двух часов могут быть собраны и посланы туда, куда нужно государству.

У Вас достаточно насыщенный  профессиональный путь. Какие качества Вам помогли добиться успеха?

Я думаю, что, прежде всего, успехов мне помогло добиться мое природное спокойствие. Уравновешенность помогает мне в любых жизненных ситуациях никогда не выходить из себя, тем более по пустякам. Бывают взрывные люди – из-за мелочей человек может вспылить, а со мной такого никогда не было.

Чем Вас привлекает преподавание?

«Мне нравится, что я могу поделиться своим опытом со студентами»

Мне нравится, что я могу поделиться своим опытом со студентами. У нас на кафедре мы проводим игровые формы, в которых студенты берут на себя роли участников судебного процесса. Поскольку у нас кафедра гражданского права, то мы рассматриваем гражданские дела, например, о расторжении договора купли-продажи, о взыскании алиментов и т.д. В специальной папке собраны все процессуальные документы, вплоть до решений судов, обжалований их в вышестоящих органах. Студенты все это изучают, а те, кто учится на старших курсах, сами готовят проекты решений.  Путем проведения таких деловых игр они приобретают практические навыки. Дело в  том, что юрист – это понятие общее, так как все юристы подразделяются по специальностям – адвокат, следователь, прокурор, судья, нотариус. Интересно прослеживать студентов от первого до последнего курса, когда они настолько уже владеют юридической терминологией, что на старших курсах с ними можно разговаривать как с настоящими специалистами.

Более того, мы каждый год проводим научные сессии для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых и издаем сборники международных конференций. У каждого студента есть портфолио, которое показывает его активную научную деятельность во время обучения в ВУЗе.

Многие наши выпускники после окончания учебы уезжают работать за границу, другие являются депутатами Государственной Думы. У нас в этом году был юбилей – ВУЗу исполнилось 25 лет, - и мы организовывали мероприятие, на которое пригласили наших выпускников. Выпускники нашего института востребованы, они работают следователями, судьями, прокурорами, в разных коммерческих и государственных организациях. Нам приятно, когда мы встречаем выпускников и видим, чего они уже добились.

Когда Вы только начинали свою преподавательскую деятельность, у Вас возникали какие-то сложности при взаимодействии со студентами?

Такого никогда не было, потому что я сюда пришел после 20-ти летнего стажа преподавания в Академии МВД, а там очень дисциплинированные студенты. Более того, за мой 40-летний стаж работы не было случая, чтобы студент не сдал экзамен или зачет по моему предмету и был отчислен.

Когда студенты сдают экзамены, они должны запомнить очень большое количество информации. Вы даете советы, как выучить Ваш предмет наиболее успешно?

«Нам приятно, когда мы встречаем выпускников и видим, чего они уже добились»

У нас в университете действует модульная система оценки. В течение всего курса обучения студенты сдают первый, второй, третий и четвертый модули и по окончании им не надо сдавать экзамен. Если студент сдал модуль, значит эта тема закрыта, и он ее прошел успешно. Те, кто не явился на модуль или не смог сдать его, приходят и отчитываются либо в устной, либо в письменной форме. Поэтому получается, что к завершению курса добросовестные студенты фактически не сдают экзамен. Если студент на модуле получил хорошую или удовлетворительную оценку и изъявил желание пересдать на «пятерку», он сдает и получает соответствующую оценку. Также каждый год у нас проводятся интернет-экзамены – Министерство спускает нам тесты, студенты решают их за компьютерами. Поэтому при помощи этой системы за 30-40 минут экзамен может сдать сразу все 30 человек из группы. Мы получаем уже результат – как ответил студент, какие вопросы были у него в тесте. Бывают случаи, когда в силу каких-то причин, например, болезни студента, мы даем ему задания, он в письменной форме отвечает, и по этим ответам выставляется оценка.

Какие качества вы стараетесь привить своим студентам, которые в дальнейшем помогут им в профессиональной сфере?

Прежде всего, я им говорю, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Где бы ни работали студенты по специальности - суд, прокуратура, адвокатура – прежде чем их примут в этот орган, они должны сдать квалификационный экзамен. Например, для того, чтобы стать адвокатом, сдают квалификационный экзамен соответствующей комиссии, которая состоит при Волгоградской палате адвокатов. Этот экзамен включает в себя 400 вопросов по разным отраслям права. Комиссия состоит из 14 человек - адвокатов, судий, представителей Министерства юстиции, представителей учебных заведений. Поэтому я всем говорю, что знания – это их карьерный рост, и без знаний вы не попадете на работу по юридической специальности.

«Я всегда говорю студентам,
что знания – это их карьерный рост»

Раньше студенты стремились получить диплом с отличием, потому что он помогал им выгодно распределиться – в этом случае они могли выбирать города, куда их направят на работу, а троечники, как правило, направлялись на Сахалин, Камчатку и т.д. То есть, стимул был учиться. Сейчас платное обучение – заплатил за учебу и стипендию не платят, а раньше, ну и сейчас для тех, кто на бюджетной основе учится,  зависит от оценок, будет ли он получать стипендию или нет –важны результаты сдачи экзаменов и зачетов.

Вы проводите игровые формы судебных процессов. Может ли юрист эмоционально вовлекаться в процесс? Как от этого уйти?

Закон не любит эмоций. В судебном процессе существует жесткая процессуальная исполнительность и все участники обязаны подчинятся и совершать только те действия, которые предусмотрены процессуальными кодексами. Если кто-то выходит за рамки этих требований, то он удаляется из зала судебного заседания. Никакой судья не позволит устраивать крики – это все выдумка лиц, которые никакого отношения к юриспруденции не имеют и поэтому такие дешевые шоу устраивают на телевидении.

У Вас был опыт работы в Конституционном суде. Как проходил процесс, какой вопрос рассматривался?

Несколько лет назад я участвовал в Конституционном суде, в котором рассматриваются не конкретные дела, а только вопросы несоответствия какого-либо закона Конституции. Поднимали вопрос о несоответствии части пятой статьи 59 арбитражно-процессуального кодекса. Это несоответствие выразилось в том, что данная пятая часть гласила о том, что в арбитражных судах в качестве представителей могут выступать только либо руководители организации, либо лица, имеющие статус адвоката, а в судах общей юрисдикции могут выступать любые лица, кому была выдана доверенность, а не только статус адвоката. Одной из услуг юридических фирмы – это представительство в арбитражных процессах. Они приходят в арбитражный суд, предъявляют доверенность, а им говорят: «Мы вас не допускаем, поскольку представителями могут быть лица, имеющие статус адвоката». В арбитражных судах рассматриваются экономические споры, а это наиболее высокооплачиваемые споры, и за одно дело, которое было рассмотрено в арбитражном суде адвокат может получить столько денег, сколько он не получит за сто процессов уголовных дел. И в свое время адвокаты это пролоббировали, чтобы было принято такое положение, а в Конституции записано, что каждый имеет право на судебную защиту. Но, если я прибегаю к помощи адвоката, то я имею право на защиту, а если я пригласил доктора юридических наук, но он не является адвокатом, но у него знаний и практики может быть в сто раз больше, чем у молодого специалиста, особенно начинающего. Он у меня в качестве представителя выступал по разным категориям гражданских дел, я ему больше доверяю, чем стороннему адвокату. А я не могу выбрать человека, при помощи которого хочу осуществить свое право на защиту.

Подготовка к делу велась около 10 месяцев, так как там очень сложная процедура. И в качестве заявителей в Конституционном суде могут быть либо кандидаты наук, либо доктора наук. Чем выше судебная инстанция, тем выше там судебная культура. В Конституционном суде не ограничивают время выступления, но все сознают, что здесь не по делу говорить не надо. Затем Суд вынес соответствующее постановление, а особенность этого постановления заключается в том, что оно вступает в силу с момента провозглашения, и не нуждается в утверждений Государственной Думой или Президента. Только оглашено, и сразу же передается в арбитражные суды всем субъектам федерации. И достаточно сказать, что когда я приехал из Москвы, у меня было дело в арбитражном суде, и когда я пришел к судье, он сказал, что все изменения они уже получили. Существование Конституционного суда позволяет сделать вывод о том, что наша правовая система сверхдемократичная. И какие бы законы не действовали в стране, до тех пор, пока они действуют, все юристы обязаны их соблюдать. И когда Конституционный суд примет решение о том, что они не соответствуют Конституции, тогда юристы это признают. И восторжествует юридическая справедливость.

Важно ли в современном обществе патриотическое и правовое воспитание молодежи?

Это не только важно, без этого не может существовать любая правовая система. И когда мы говорим, что Россия является суверенной страной, субъектом международного права, без патриотического воспитания невозможно. Мы все гордимся, что являемся гражданами России, а это означает, что государство защищает нас, в какой стране мы бы ни находились. Без патриотического воспитания юристам сложно осуществлять профессиональную деятельность. В ряде профессий можно и не быть патриотом, например, физик, математик, им можно и не быть патриотами, поскольку они не защищают и не представляют интересы государства. Этим юрист отличается от остальных специальностей.

Что бы Вы хотели пожелать своим студентам и выпускникам?

Учиться, учиться и еще раз учиться. Студенческая жизнь заключается не только в учебе, но и в развлечениях, участии в КВНе, спортивных мероприятиях. И всегда, когда к нам приходят студенты, которые чем-то отличаются, например, хорошо поют или  танцуют, то мы всегда невольно делаем им скидку на то, что он не только учится, но и находят время на внеучебные занятия, в том числе и на развлекательные программы.

 

 

Спасибо за интервью!

 

© 2018, Все юристы Волгоградской области
Создание сайта Веб-решение